Губернатор Никита Белых взялся за исполнение одного из самых «сказочных

написав недавно в своем твиттере так: «дорогу Луза-Подосиновец-Скрябино-Опарино мы осилим, а до Архангельска, скорее всего, нет». Если догадаться, кого именно губернатор имел ввиду под словом «мы» и если учесть то, сколько строился только один участок этой дороги, руководить процессом Белых, видимо, придется не один губернаторский срок. Однако, обещание – есть обещание.

Дорога века
Ничего, повременить мы привыкли. Так, первая старание строительства участка автодороги до Опарино была предпринята опять в начале 80-х годов, Но вещь не срослось. И только в 2009 году были построены 8,7 км до поселка Вазюк. еще раз недостающие 17,5 километров соединили, наконец, Киров с Опарино чуть в прошлом 2010 году. между тем назначили дату для помпезного открытия дороги – 11 ноября, — и строители старались во что бы то ни стало быть успевать к приезду важных гостей. Прибыл Белых: днесь эта трасса – его гордость, да как достроили ее то есть при его «правлении».

И очевидно же, он сказал, что пуск дороги в эксплуатацию – большое событие для Кировской области в целом, что сейчас трасса будит соединять такие социальные объекты, как школы и больницы с районным центром, а предприятия смогут отбирать среди железной мимоходом и автомобильной трассой. Отчасти он прав, да как опять год вспять до Опарино дозволительно было наказывать либо по «зимнику» (только 4 месяца в году), либо по железной дороге, или в объезд после Котельнич и Даровской (по «бетонке»), проехав до пункта назначения не 180 км, а едва не в двое раза больше. за долгожданной дорожной радости областное власть «выпросило» около федералов почти что 579 млн рублей (по программе «Модернизация транспортной системы России»). Аргументы прозрачны: XXI долго на дворе, а в Кировской области три района не соединены мимоходом с областным центром.

Однако благополучие оказалось неполным – на асфальт средств не хватило, и теперь трасса, заканчивающаяся на Опарино и обнажающая дальнейшее бездорожье и лес, «приглашает прокатиться» только что по щебеночному покрытию. представление очень унылое: дорога, хотя и совершенно цивилизована (со знаками и даже остановкой), Но довольно безлюдна и «не богата» транспортными средствами. зa время сторож прогулки по ней не удалось встретить никого, опричь туман грибников, вышедших с той самой потенциальной дороги до Лузы. при этом поезд, последующий до Опарино и дальше, набит битком. И это с утра, в будний день. Щебеночную дорогу, население, похоже, не жалует.

Встречающийся по пути в деревня водитель местного «уазика» на задача о том, доволен ли он появлением дороги, отвечает, что чекан ее плохое и ехать по ней не хочется, лучше по объездной, по «бетонке». противоположный квартирант Опарино, ремонтирующий около дома свою «буханку», тожественный не в восторге: «В самом селе бы сделали дороги, все и дальше до Лузы устраивать бесконечно кроме не будут – денег-то нет».

И все же – вещь кардинально изменилось с появлением новой дороги, если некоторый все и предпочитают ехать на поезде? опосля сдачи участка в ноябре 2010 возраст Альберт Запольских, корифей департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области в интервью одной из кировских газет сказал: «Цены на продукты в Опарино стали снижаться, появились новые предприниматели, которые стали завозить более дешевую продукцию, повысилась ценность на коммерческую недвижимость и земельные участки, предназначенные для торговли». все-таки те жители села, с которыми нам удалось поговорить, не заметили какого-либо снижения цен на товары, зато посетовали на то,  что крупногабаритного транспорта, шума и пыли от него следовательно больше. Подобные жалобы зачастую стали делать в последнее время в сельскую администрацию (на улице жара, а тогда снова и эти фуры).

Кроме того, по новой дороге все опять мочь наказывать до Кирова на автобусе: только три частных предпринимателя возят жителей на такси по цене 250-300 рублей в одну сторону. 1 из них, Владимир Быков, раньше самопроизвольно строил эту трассу – работал на катке.

«Качество дороги оставляет зариться на что лучшего, уже появляются ямки, от слоя щебня неумолчно поднимается пыль», — говорит он. От такой дороги веселее не становится. Автобусное сообщение, говорят местные власти, может вылезти уже в августе этого года, только сомнительно ли стоимость зa улица будит дешевле, чем на такси. при этом на поезде свидетельство в одну сторону стоит 180 рублей, Но шоссе занимает 5 часов, а не 2, как по новой трассе. Вот и выбирай из двух зол.

Не что есть мочи жалуют трассу и лесники – те, который возит роща маленькими партиями, пользуются ею, Но бизнес покрупнее предпочитает или же «бетонку» либо железную дорогу. Иначе, признаются они, трасса была бы просто разбомблена, поскольку по качеству она все же не приспособлена для всех видов транспорта.

До родства 150 км
А Кагда будит асфальт, кто Белых, радостно улыбаясь на открытии трассы, обещал опаринцам? По словам первого заместителя главы администрации Опарино Виктора Сергеева, в областном правительстве сказали, что сей задача не будит рассматриваться до 2012 года, покамест не появится дорожный фонд, в котором, возможно, найдутся касса на эти цели. Местные жители, не веря в это, говорят, что покамест не начнется строительство дальнейшей дороги на север, об асфальтировании этого участка общий выражать не стоит.

Сейчас продолжения работ с нетерпением ждут жители села Альмеж, что находится в 56 км от Опарино. Казалось бы, их надежды должны вот-вот оправдаться. Запольских в том же интервью сказал, что план на часть Опарино-Альмеж уже готов, критика пройдена, цена строительства должна составить 1,1 млрд рублей. Деньги, само собой разумеется же, надо снова «выпрашивать» около федералов, и сей процесс уже начался во время строительства дороги Вазюк-Опарино.

Однако на ближайший год ни ремонта, ни строительства в северной части нашей области не запланировано. К примеру, в список объектов, которые будут ремонтироваться по условиям государственно-частного партнерства, областным «транспортным» департаментом включены Афанасьевский район, Белохолуницкий, Верхошижемский, Вятскополянский, Кильмезский, Лебяжский, Оричевский, Пижанский и другие. Опаринскому, видимо, «надарили» подарков на годы вперед.

А Никита Белых, тем временем, написал, что берется зa строительство дороги «Луза-Подосиновец-Скрябино-Опарино», и пусть это весть написано в твиттере и не пером, а топором его все и уже не вырубишь. здравица соглашаться всего-то о 150 км дороги, которые отделяют север области от областного центра. И если учесть, что в этом году строительство будто не начнется, то остается около нашего губернатора только 2 года. Напомним вторично раз для сравнения, что общая протяженность участка Вазюк-Опарино составляет приблизительно 26 км, а строили его три возраст – с 2007 по 2010.

– при нынешних технологиях дозволено все, в том числе и исправлять в эти сроки, — считает Виктор Сергеев. — Мы и эту трассу в общей сложности не бесконечно строили, было просто много препятствий. должен учитывать то, что место в этом районе имеет высокую градус заболоченности, приходилось неутомимо кропать выборку торфяного грунта с заменой на новый. за вычетом того, шоссе проходит по старому «зимнику», что одинаковый создает определенные неудобства в стройке. Некоторые подрядчики, «сломав зубы» на будущей трассе, просто отказывались заниматься дальше. Приходилось сыскивать новых. Дорогу на Лузу ждут такие же сложности. Но она неимоверно нужна: сегодня, что бы наказывать до села, водителям приходится объезжать или чрез Вологодскую область, либо чрез Костромскую, наматывая при этом  лишние 450 либо даже 650 километров.

Пока что жители Опарино пытаются освоить то, что есть, не веря, что когда-то они смогут спокойно на автомобиле доконать до ближайших северных соседей. «Я сам строил эту дорогу, работал на грузовом автомобиле, — рассказывает обыватель поселка Дима Говоров. —  заниматься приходилось в кои веки и по 12 часов в день – строили быстро, зарплата была соответствующая и я надеялся, что и в дальнейшем стройка продолжится, Но покамест все замерло».

И проживание в поселке опосля праздника, обрадовавшего жителей больше, чем другой год и все деньки рождения сообща взятые, сызнова пошла своим чередом. ныне они соединены с цивилизацией тремя путями, только безделица преимущественно нового опаринцы не ощутили: повидали губернатора, обзавелись такси, и построили новую заправку. Больше ни на что и не надеются. И, наверное, правильно делают. хотя Никита Белых и заявил, что в настоящее время в планах дорожного строительства он выделяет три стратегических направления: северо-западное (Опарино – Скрябино – Луза – освобождение из области), южное (Вятские поляны – мера Удмуртии) и строительство да называемого «западного обхода» Кирова, покамест даже на самое суть около региона денег нет.

Быть может, по-этому Белых попросил депутатов на недавнем Заксобрании не «обнулять» для автовладельцев транспортный налог, что самопроизвольно же предлагал ранее. Посчитав, что при этом дорожный фонд потеряет почти что 800 млн рублей, он дал «задний» путь – если «обнуляем», дороги не ремонтируются. Вот и получился дежурный замкнутый кружок – чрезмерно красиво все было около губернатора на словах, чересчур бесчетное количество несоответствий на деле. А тем временем, северные районы области – Лузский и Подосиновский – все вдобавок остаются более близкими к соседним регионам, чем к своему родному. А на дворе XXI век. Только какая же модернизация, какие инновации, Кагда дорог нет.

[hide]Елена Окатьева
[/hide]lena_vuali@mail.ru