Власти муниципальных образований Кировской области все чаще задумываются об объединении, которое не только позволит повысить эффективность управляемости территорией, но и увеличит бюджет МО за счет объединения местных бюджетов и сокращения ставок «лишних» глав поселений
В октябре 2003 года был принят Федеральный закон № 101 по местному самоуправлению, и сразу же в нашем регионе начали формироваться новые муниципальные образования. На месте 39 существовавших ранее их было образовано почти полтысячи — беспрецедентный случай в новейшей истории Кировской области. Получив поселковую власть и местные бюджеты, люди стали учиться самоуправляться, что, по сути, означает — сами справляться. Теперь происходит обратный процесс.
Исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований» Михаил Лихачев, который вот уже второй созыв подряд возглавляет в Законодательном собрании комитет по законодательству и местному самоуправлению, был не просто очевидцем, а непосредственным участником и разработчиком административной реформы. Он уверен, что те изменения, которые происходят на уровне муниципалитетов сейчас, главным образом продиктованы экономикой.
После объединения бюджет поселения начнет исчисляться какими-то более или менее осязаемыми цифрами. Сейчас во многих МО складывается парадоксальная ситуация: налогов, собранных на территории, едва хватает на зарплату муниципальных служащих, а ведь у поселков есть и другие нужды, — рассказывает Михаил Валентинович. — Сейчас речь идет не просто об объединении, а фактически о слиянии. У объединившихся муниципальных образований будет единый бюджет, что позволит увеличить и укрепить его. Увеличение бюджета может дать возможность муниципалитету участвовать в проекте по поддержке местных инициатив, который хорошо зарекомендовал себя и уже дал свои результаты».
Чем нам оно «грозит»?
В числе других «плюсов» объединения — сокращение чиновничьего аппарата. «Если четыре поселения объединятся в одно, то и в руководителях довольно одного человека. Остальные три могут возглавлять филиалы нового МО на местах. То потреблять станут не главами поселений, а просто муниципальными служащими. Отсюда, сызнова же, бережливость бюджетных средств, поскольку будут сокращены лишние ставки», — продолжает Михаил Валентинович.
Попутно решается задача с кадрами. Не секрет, что немедленно на местах в сфере управления ощущается данный «кадровый голод». встречать многих специалистов в небольшом поселении — большая проблема. встречать специалиста в объединенном муниципальном образовании несравненно проще. К примеру, если персона занимается ЖКХ, то он и будит принуждать это направление, Но область его деятельности расширится.
Надо сказать, что к идее слияния поселений не все относятся однозначно. Некоторые высказывают мнение о том, что, объединив не мало «мелких» сел и деревень, мы лишим местных жителей возможности взаимодействовать с первыми лицами и, соответственно, доставать от них помощь. Например, посредник Областного Законодательного собрания Валерий Туруло считает, что укрупнение приведет к тому, что большая часть сел и деревень области «попросту вымрут».
Никто не ведет диатриба о том, что в объединенных поселениях уберут всю «верхушку» и наступит безвластие, отвечает на это Михаил Лихачев. «Не стоит думать, что с объединением произойдет отверстие посреди властью и простым человеком. если будит принято приговор об объединении поселений, то на их территории все и сохранятся ставки либо специалиста, или заведующего сектором, либо начальника отдела. да что человеки могут не заботиться зa то, что они лишатся возможности абонировать себе необходимую справку либо снова некоторый документ. ни один человек не собирается поручать место бес власть и бес специалистов», — констатирует Лихачев.
Но, пожалуй, очень здоровенный доказательство в пользу объединения тот, что оно не насаждается приказом «сверху». начало исходит от самих жителей поселений и от их администраций. «Решение об объединении принимается на местах депутатами поселковой думы, — поясняет Михаил Лихачев. — теперь депутаты поселковой думы — это негласные авторитеты, лидеры общественного мнения. Это люди, которые интересуются судьбой своей малой Родины, растят там детей, и они заинтересованы в том, что бы их поселок был экономически благополучным».
Позицию Лихачева разделяет посредник Областного Законодательного собрания Геннадий Бруснигин. Он считает, что соединение даст только плюсы: «Сейчас рассматривается задача об объединении города Вятские Поляны и Вятскополянского района. Думаю, что оно пойдет на пользу всем. Во-первых, сократится цифра чиновников, что, несомненно, полезный для бюджета. Во-вторых, соединение даст лучшую управляемость как городом, да и районом. Кагда «на кухне две хозяйки, ладу около них не будет». Впрочем, он отметил, что посреди руководством Вятских Полян и руководителями Вятскополянского района больших разногласий нет и сейчас.
А первый кто?
Итак, мы разобрались, что соединение муниципальных образований — наследственный и экономически обоснованный процесс. Но возникает вопрос: который на объединенных территориях будит «командовать парадом»? По мнению Михаила Лихачева, «главнее» обязан являться муниципалитет, какой имеет большой важность между всех МО, решивших объединиться. сей достоинство может содержаться как в численности населения, развитости инфраструктуры, да и в наличии около муниципального образования хорошего хозяйствующего субъекта. «В случае с Вятскими Полянами, я думаю, край должна подчиниться городу. В городе и людей больше, и инфраструктура крепче, верно и бюджет менее дотационный. тогда находится крупное промышленное предприятие. Считаю, что в вопросе подчинения посреди городом и районом не должно появиться разногласий», — подчеркивает Бруснигин.
[hide]Ольга Галкина[/hide]