Фото 1970-х гг. п.Пинюг. Леонид Корякин
Название станции Пинюг на железной дороге Вятка – Котлас, введенной в эксплуатацию в конце 1898 года, было дано по речке Пинюг. На топографических картах речка обозначается как «Бол. Пинюг». Многие станции построенной вновь дороги получили одноименные названия по протекающим рядом речкам – Альмеж, Пушма, Лунданка.
Местность, где расположен п.Пинюг, описывается в документах судного дела крестьян Верхопушемской и Подосиновской волостей зa 1598 год. Огафон и Кузма Никитины дети Розепова, Некрас Яковлев дитя Чербохтин, Пантелей ей-ей Иван Васильевы дети Чербохтины разобрали посреди своими деревнями угодья и подписали посреди собою полюбовную запись: «межа около Некраса так точно около Васильевых детеи по жженому концю Ивовца с Огафоном по сосне около Бу(ч?)нева улучшение с Тевилевсков деревнев. А зa рекою около нас граница на Мале по прилуку на левой стороне насупротив верхного конца Ивовца. А меж теми межами пожни и хмельники и наволочки то Никитиных детей. разумеется и граница около нас в верху на Мале около Лукинские деревни около Тевиловских Пантелея около Чербохтина так около Никитиных по Щелью. согласен около Лукинские же деревни вверх по берегу по обе стороне до перехода до Слудки выше Дресвяницы, а зa Слудкою до вершины то Никитиных детей Тевиловские деревни а против Боровицы дом то Тевиловские деревни лесная. А угодя около нас меж теми трема деревнями на Мале на Пенюге где бобры сядети и де сохатои довольно …»[hide][1][/hide].
Левые притоки Бол.Пинюга, берущие початок около поселка Пинюг, — Дресвяница и Боровичка одинаковый упоминаются в выше приведенном документе.
Речка Дресвяница получила свое слово от болтовня «дресва» — рыхлый, малый каменный материал; крупный песок, мель на реке, песчаный пляж[hide][2][/hide].
Основой названия Боровичка является начало «бор» — небольшая возвышенность, обычно поросшая лесом, чаще только сосновым[hide][3][/hide].
Происхождение названия речки «Пенюг», — да написано в судном деле 16 века, дозволено говорить как «высохшая вода». По коми-ижемскому «пеньдзей» – «высохший ручей»[hide][4][/hide], фино-угорское «Юг» означает река[hide][5][/hide] в итоге «высохшая или же пересыхающая река».
Современное имя «Пинюг» дозволено разложить на «пин», «пинь» — зуб. болтовня на коми языке, где присутствует основа «пинь» обозначают зазубренный, беззубый, огрызок, откушенный[hide][6][/hide]. если вспомнить вновь судное дело, то там, на речке «на Пенюге, где бобры сядети…», а болезнь около бобра, как общеизвестно, крошат деревья по берегам речек, оставляя огрызки пней – «зазубренная, погрызенная река».
Щелье – узкая долина[hide][7][/hide], место по реке Мале, упоминаемая в судном деле бала в то время вторично не обжита. урочище Щелье появилась позднее и несравненно позднее железнодорожная станция Пинюг.
Решение правительства о начале строительства железной дороги Вятка – Котлас было принято в 1894 году. В 1895 году стройка началась.
В сооружении дороги принимали покровительство крестьяне Смоленской, Рязанской, Вятской, Тамбовской губерний и Вологодской губернии из Устюгского, Тотемского, Никольского уездов. С мая 1896 возраст по сентябрь 1897 возраст в Грибачевской больнице умерло шесть прислуга из перечисленных выше губерний от влияния холода, крупозного воспаления легких, травм. Естественно, в грандиозном для тихого уголка строительстве участвовало и местное население. Пристав 2-го стана Никольского уезда уведомляет 7-го июля 1896 возраст духовенство Пушемской Троицкой церкви о том, «что тело убиенного на беду клином во время вбивания сваи на мосту, крестьянина Подосиновской волости д. Замятнина Василия Константинова Замятнина, 24 годов от роду, мною освидетельствовано и потому нет препятствий к погребению тела покойного по обряду христианского чиноположения». Похоронен Замятнин (Замятин) Василий Константинович на приходском кладбище в с. Троица[hide][8][/hide].
В верховьях реки Пушмы в Щеткинской волости в д. Грибачево был размещен больница 8-го участка. В декабре 1896 возраст это стационарное медицинское учреждение называют уже Грибачевской больницей, где первым врачом был коллежский советчик Михаил Андреевич Комаров, мертвый 46 годов от роду 25 августа 1896 возраст от паралича сердца и похоронен на приходском кладбище Троицкой церкви[hide][9][/hide].
В 1902 году начальником станции Пинюг был сельский житель Воткинского завода Василий Петров Вавилов, в 1908 году — пермский городской обыватель Константин Петров Поносов[hide][10][/hide].
Товаро-пассажирский поезда №5 (сквозной) от Перми до Котласа: ежедневный Пермь-Вятка, от Вятки к Котласу – двое раза в неделю: круг и воскресение (по вятскому времени). На станцию Пинюг поезд прибывал 16.05 ч., работал объемистый буфет, остановка — 25 минут[hide][11][/hide].
Другое грандиозное железнодорожное строительство, повлиявшее на историю Пинюга, началось в советское время.
«Строительство ж.д. Пинюг-Сыктывкар как части магистрали Москва-Ухта было включено в пятилетний план, в августе 1929г. начались работы.
Зимой 1929 — 1930 гг. предполагалось закончить проектные работы на воем протяжении строившейся дороги и летом 1930 г. развернуть строительство в полном масштабе. конец работ намечалось в 1931г., а 1 октября 1932г. должна была начаться эксплуатация дороги.
Инспектор НКПС, обследовавший от.Пинюг в декабре 1929 г., да описывал жилище заключенных: «Рабочие пока помещены в арендуемых около Пермской дороги помещениях и бараках Северолеса. В двух километрах от станции в настоящее время начат постройкой табор для рабочих с 6 большими бараками 22×12. На дальнейшем протяжении линии предполагается построить паки не мало лагерей, Но с меньшим числом бараков, а да установить брезентовые палатки площадью 7×2Ом». [hide]http://n.maps.yandex.ru/[/hide] Число рабочих на этом участке должно было составить летом 1930г. около 7000 индивид . В июле 1932г. стройку прекратили, вывезли рабочую силу, оборудование, продовольствие»
[hide][12][/hide].
в 1935 году, решением исполкома Подосиновского совета народных депутатов в Пинюге образована больница[hide][13][/hide].
На 1939 год в Пинюгском сельсовете состояло житель всех лесных поселков, казарм, лагерных пунктов, общежитий и бараков лесозаготовителей, находящихся непосредственно в делянках, а да входящих в сельсовет деревень и составляло 7612 человек[hide][14][/hide].
В годы Великой Отечественной войны, начало 1942 года, в Пинюг эвакуировали больница с персоналом и ранеными красноармейцами из Белоруссии. Осенью 1942 возраст пришел приказ: подготовить больница (Спецгоспиталь №2074) к приему военнопленных. больница ликвидировали в 1949 году [hide][15][/hide].
По имеющимся данным профессора Свердловского Ур.ГУ, доктора исторических наук, представителя Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» В.П.Мотревича в Пинюге только захоронено военнопленных – 1194 чел, из них: 618 итальянцев, 352 немца, 150 венгров, 30 австрийцев, 44 румына[hide][16][/hide]
В декабре 1946 возраст на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР принято приговор преобразовать Пинюгский сельский суд депутатов трудящихся в Пинюгский поселковый внушение депутатов трудящихся[hide][17][/hide].
На январь 1972 возраст в Пинюгском поселковом Совете перспективного развития насчитывалось 6614 человек[hide][18][/hide].
В 1998 году в п.Пинюг насчитывалось 3561 человек[hide][19][/hide].
В 2000 году в Пинюге проживало только населения: 3498, из них: мужчин – 1677, женщин – 1821[hide][20][/hide].
[hide][1][/hide] РГАДА. Ф.141, год 1598, ед.хр. 1, лист 1.
[hide][2][/hide] .М.Мурзаев. книга народных географических терминов. М. 1984. С.191.
[hide][3][/hide] Там же. С. 92.
[hide][4][/hide] Там же. С.432.
[hide][5][/hide] Там же. С.440.
[hide][6][/hide] Русско-коми коми-русский словарь. Сыктывкар. 1994. С.259.
[hide][7][/hide] М.Мурзаев. книга народных географических терминов. М. 1984. С.633.
[hide][8][/hide] Пластинин А.Н. Вятско-Двинская железная дорога. книга ПОИРК (Подосиновское сообщество изучения родного края). Вып.2, порция 1, стр. 58.
[hide][9][/hide] Там же. С.58
[hide][10][/hide] Там же С.59
[hide][11][/hide] Фонды ПКМ (Подосиновский краеведческий музей). точная копия расписания товаро-пассажирскоо поезда №5 Пермь – Котлас. До 1914 года.
[hide][12][/hide] М.Д.Рогачев. о начале железнодорожного строительства Коми области ( по документам Ц ГА К о м и ССР).
[hide][13][/hide] Фонды ПКМ. Историческая справка Пинюгской участковой больницы.
[hide][14][/hide] число жителей в населенных пунктах района на 1 января 1939 возраст Г-та «Знамя» № 156 от 28 декабря 1989 года
[hide][15][/hide] Б.Кирьяков. «Люди и люди». Вятский зритель № 51 21 декабря 2001 г, №3 18 января 2002
[hide][16][/hide] Фонды ПКМ. причина профессора Свердловского Ур.ГУ, доктора исторических наук, представителя Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» В.П.Мотревича
[hide][17][/hide] Фонды ПКМ. Историческая справка Пинюгского поселкового Совета. 31.10.1967 г.
[hide][18][/hide] Фонды ПКМ. опись населения Подосиновского района на январь 1972 года
[hide][19][/hide] С.Меновщикова, председатель районного отдела статистики. Все меньше, меньше нас в районе. Г-та «Знамя» № 150 от 15 декабря 1998 года
[hide][20][/hide] Фонды ПКМ. наличность сельских населенных пунктов и число в них на 1 января 2000 года