В понедельник в Дневнике губернатора на Эхе говорили про систему госзакупок и пресловутый 94-й закон. По следам дискуссии Кузьминова – Навального. Хотя, на мой взгляд, как таковой дискуссии, дебатов там не получилось. Стороны говорили о разном. Сегодня уже поступают очередные новости про судьбу 94-го закона и федеральной контрактной системы.
То, что 94-й закон о госзакупках несовершенен говорят все и давно. С момента принятия в 2005-м году поправки в него вносились уже более 20 раз. В нем есть главный плюс – это прозрачность. Но с точки зрения конечного результата, одинаково плохо и полное соблюдение закона, и его нарушение.
Ключевое речь здесь – «результат». нужда в том, что 94-й постановление (как и некоторые другие) это основание о процедуре, а не о результате. Он детально описывает, как, по каким правилам следует жить закупки, Но нисколько не говорит о том, что должно получиться в итоге. И не контролирует, что получилось. Провели закупку – и всё.
Орган, проводящий закупку, не может мониторить цены, не может беседовать с поставщиками, не может предупреждать заявку с явно заниженной ценой от компании, которая, очевидно, не справится с работой. Помните ситуацию с лесными пожаром летом-2010-го? привилегия аренды лесных участков распределяется на аукционе. Аренда предполагает и устройство условий по охране лесов, предупреждению и борьбе с пожарами. На аукцион на привилегия аренды заявляется фирма, около которой не то, что тяжелой техники, ранцевых огнетушителей нет. Аукцион она может с легкостью выиграть. Но в случае пожаров они гасить их не могут, не справляются, леса горят. Таких примеров было предостаточно.
С пресловутыми закупками томографов, о которых обильно писалось и говорилось, по сути та же ситуация. Объявляется тендер. контингент фирм, готовых поставить такое сложное медицинское оборудования очень ограничено. На соперничество заявляется одна, ну, либо две. Предлагают свою цену. Что может исполнять департамент госзакупок? Отказать? около него нет такого права, если документы оформлены верно. тогда же – сетование в ФАС и прокуратуру. Обяжут следовательно контракт, снова и наказание выпишут.
Или осуществляется соперничество на, допустим, закупку картошки для учреждений здравоохранения или же образования. Выиграла фирма, предложившая наименьшую цену. Правда, потому картошку привезла гнилую и в вдвоем раза меньше, Но департамент госзакупок к этому отношения уже не имеет. Он торги провел по закону. А на уровне уже самого учреждения может вылезти та самая коррупция – по акту все приняли, претензий не высказали. Орган, проводивший закупку сносный не узнал и не мог испытывать – его общество ответственности закончилась по факту завершения закупочной процедуры. И всё! Толку от соблюдения закона нет. Всё в соответствии с 94-м – Но пациенты бес картошки.
И еще. Поскольку 94-й основание — это вера о процедуре, процессе, то он сей процесс больно усложняет. В результате на низовом уровне, в муниципалитетах с населением 10 тысяч персона возникает реальная вопрос с его реализацией. просто нет квалифицированных кадров. около нас потреблять случаи, Кагда муниципальный чиновник с зарплатой 8 тысяч рублей получает наказание 50 тысяч рублей. И не зa коррупцию, а зa ошибку в процедуре. Понятно, что при таких условиях желающих приличествовать трудолюбивый в муниципалитет нет.
В самом сложном положении регионы, участвующие в тех либо иных федеральных проектах. теснить федеральные имущество на какую-нибудь крупную стройку – нуждаться обманывать тендер по 94-му закону. Проведешь в соответствии с ним – победит подрядчик, какой предложит самую низкую цену, а потом, совершенно вероятно, работу завалит. Регион получает укор от федерального центра. Попытаешься вмешаться в проведение закупки – нарушишь закон, тогда же к тебе придет прокуратура. Регион вновь виноват. начинать так, может быть, надлежит определиться: что важнее действие либо следствие С меня как с губернатора спрашивают зa то, что бы закупка была проведена по закону либо зa то, что бы я завершил стройку? как в известном анекдоте, шашечки или же катить В действующей системе эти вещи, как это не парадоксально, входят в противоречие.
Та же федеральная контрактная система, о которой еще раз в конце прошлой недели спорили, а теперь сообщили об отказе в ее принятии, как раз и ставила целью охранять зa всем циклом от этапа формирования цены до выполнения конечного результата. теперь говорят о дальнейшем и серьезном совершенствовании 94-го ФЗ. Это процесс очень непростой и громадный дилемма как это будит реализовано. Дьявол, как известно, кроется в мелочах. Есть, например, претензии к формированию техзаданий, которые могут искусственно уменьшать область потенциальных участников? Давайте выделывать общественные комиссии по предварительному их рассмотрению. Мы в Кировской области такую создали, включили в нее депутатов, предпринимателей, общественников. И следствие потреблять — на доработку уходит треть проектов. Вот об этом, таких вещах, нюансах и надлежит говорить, стоит спорить.